• О разрушении, трансформации и полубоге внутри меня

    Раздел: Личностный рост в статьях
    30-11-2017

    Очень модно и крайне важно в йога-среде воспринимать богов индийского пантиона так, словно они реальны. Но все же существует и другое отношение к индийской мифологии. Знания, которые таятся в иносказательных текстах, становятся доступными для разума человека, а божества досягаемыми, благодаря такому отношению.

    Существует великое множество научных исследований мифов. В принципе, они представляются как толкование текстов, на подобие тех, которые мы привыкли изучать, основываясь на йогическом чтиве. Но существует огромная разница. Она заключается в том, что авторы этих толкований не являются просветленными, о чем и говорят в своих текстах, что их точка зрения чисто субъективная. И самым важным является то, что они предоставляют свои исследования как руководство, точнее учебник, под названием «Как правильно жить».

    В то время, пока я училась на факультете журналистики, я не отличалась особой примерностью. Но все-таки парочку научных трудов я прочитала, и к счастью среди них оказалась книга под названием «Морфология волшебной сказки», автором которой был Владимир Пропп. Данная книга просто напросто взорвала мое сознание, вместе с тем заложила прочную основу для полного понимания именно того, что в книгах такого рода написано редко. Вот такой каламбур.

    Абсолютно все исследователи филологии, стараются научить нас понимать иносказательный язык, а исследователи в области психологии, стараются научить нас правильно воспринимать волшебных героев, как разные качества единой личности. Существует такое слово «архетип», что означает присутствие целого букета характерных качеств, в едином персонаже.

    В том же ключе, я веду размышления о своем любимчике в индийском пантионе, Шиве. Вижу его как архетип, доступный абсолютно каждому человеку. Брахма, занимается созданием вселенной, Вишну способен поддержать ее, при помощи своей необъятной любви, что и делает, а Шива выступает в роли разрушителя, он все разрушает, для ее нового возрождения. Яджурведа утверждает «Он есть бог, скрытый во всех живых существах». В случае того, если бог Шива является архетипом, который живет абсолютно в каждом из нас, то это может означать, что мы можем преобразовать свою личность. В особенности важным фактом, то, что Шиве совсем не нужны помощники, он способен сотворить все самостоятельно, без чьей либо помощи.

    Эта процедура личностной трансформации и изменения формы, способствуют колоссальному расширению своих возможностей, и он описан в различных культурах. Индийская мифология одарила его личностью и создала бога Шиву. К примеру, у шаманов такую функцию выполняют духи. Бытует мнение, что они самостоятельно делают выбор человека, которого будут обучать, и показателем такого выбора служит наличие физической или душевной болезни. Имея отношение к этому подходу как к метафоре, смутно ощущается что-то знакомое. Ясно, что все испытывали боль разочарования от предательства, и хотя бы раз в нашей жизни была переоценка ценностей.

    Самое интересное то, что духи делают с избранными людьми согласно верованиям и легендам шаманов. После того, как человек проходит обучение, он ступает на самую страшную и опасную ступень, где ему необходимо будет умереть и снова возродиться. Здесь действует Шива. Именно он разрушает, чтобы жизнь возродилась снова. Духи раздирают плоть молодого шамана и предают варке в котле, после чего высушивают и собирают человека снова, как конструктор. Это как лепка. Из того же самого материала, они вылепливают новую личность. И здесь наступает самая любимая часть. Создав шамана, духи совершают замену старых глаз и ушей на новые. Это и является обрядом инициации, своеобразного посвящения – это и есть очередной этап посвящения. Но касается ли он только шаманов?

    Во время переживаний, испытывая боль утрат, разве же нет в нас ощущения того, что нас разрывают на куски? Осознавая и принимая, а так же перерабатывая определенный опыт, разве же мы не начинаем лучше воспринимать происходящее, тоньше слышать, глубже видеть? Является ли возможным тот факт, что Шива и есть тот самый процесс, который олицетворяет обретение мудрости?

    В русских народных сказках тоже немало говориться о перерождении. Герой в сказках, прямиком отправляется в мир иной (лес), проходит через импровизированный ККП (избушка бабы-яги). В сказке герою необходимо проявлять смелость, чтобы войти туда, после чего он вернется с обновленным мироощущением, новыми талантами и навыками. В этой ситуации Шива предстает как символ внутренней трансформации. В сказках птица Феникс олицетворяет Шиву. Именно она может снова и снова возрождаться.

    Получается так, что в придании народов всего мира есть множество аналогичных персонажей Шивы, повторяющих точь-в-точь его функции. Последнее время я все время думаю над вопросом: а можем ли мы приобрести эти качества в собственной индивидуальности по своему желанию? И получается, чисто теоретически, что можем. Но обычно, процедура трансформации запускается за счет каких-то крайне неприятных событий, которые сопровождаются болью и противоборством, так как в этой ситуации наш, внутренний Шива начинает работать, так сказать, на автопилоте, в полной независимости от нашего желания. На мой взгляд, это ощущение одни в один похоже на то, как будто бы внутри меня проезжают десятки экскаваторов, танков и бульдозеров. Но можно ли использовать качества под названием "Шива" систематически, для того, чтобы не довелось, потом пройти всё сразу?

    В случае того, если Шива, который находиться внутри каждого из нас, исполняет свое предназначение только после того, как в нашей жизни происходят какие-то передряги, то, наверняка, существует причина, следуя которой мы отказываемся принимать это по своей воле. Возможно, что причина скрыта не столько в болезненном восприятии данного процесса, сколько в наших мыслях о том, что он непременно должен протекать с болью и, уж точно, принесением определенных жертв.

    Мне абсолютно неясно, почему, когда говорят о развитии личности, термины "трансформация" и "разрушение" часто используют вместе, а порой употребляют в качестве синонимов. Как я понимаю, разрушение - это процесс или событие, после завершения которого, не остается ровным счетом, ничего. К примеру, после разрушения старого здания, весь строительный мусор отправляют в утиль, а на месте старого здания возводят новое. Это значит, что от прежнего здания вообще ничего не остается. Именно этот образный пример зачастую приводят в йогических сферах для объяснения сути самого процесса трансформации. Но опять появляется вопрос, точно ли она заключается в этом?

    Когда йога появилась в моей жизни, у меня казалось, были железобетонные ноги, похожие, да и ощущала я их так, как будто они были неподвижными сваями, державшими здание. Вдруг я заметила, что дело сдвинулось, а суставы и мышцы начали обретать подвижность. Но здесь присутствовала обратная сторона медали: ноги сильно ослабли, я теперь не могла производить асаны стоя на ногах без ощущений того, что мои ноги сейчас просто напросто отвалятся. Я рассказала об этой проблеме старшему учителю, к которому испытывала особое доверие в вопросах, касающихся практики: рассказала ему о том, что со мной что-то не то. Его ответ был удивительным для меня. Да это отличная новость, сказал он, если твои ноги ослабли, значит, совсем скоро уйдёт и оцепенение, они отозвались. Я никак не могла понять, что он говорит, и смысл его слов открылся мне только спустя год, после того как после сильного ослабления в ногах, появилась гибкая сила, отличающаяся подвижностью. А ведь даже мысли не было, что это может произойти со мной, и в тот момент практики, я была уверена, что принесла какую-то жертву.

    В моем понимании, трансформация, это именно то, когда берешь фигурку, слепленную из пластилина, переминаешь ее в руках, превращая ее в бесформенный кусок, а затем вылепливаешь новую. Практически тоже самое случилось с моими ногами, но теперь для меня совершенно неясно, что именно подвигло меня подумать о том, что я пожертвовала чем-то ради этого. Я не отрезала же себе ноги и не стала ждать до тех пор, пока вырастут новые. Ясно одно, что все происходит как с пластилином, конечности те же самые, но после "перелепки", они приобрели другую форму и другие возможности.

    Но все же, как ответить на вопрос, действительно ли полубог Шива осуществляет разрушение? Понятно, что если вселенная рождается снова, то значит, то, из чего она была сотворена, не исчезает никуда. Тогда получается, что Шива не уничтожает её, а просто трансформирует, другим словом, преобразует. В момент, сминания пластилиновой фигуры в руках может расцениваться как уничтожение. Но это кажущееся действие, на самом деле, такими действиями я снабжаю себя возможностью создания чего-то нового, более совершенного. Не напрасно Шива совершает это не при помощи войны, а при помощи танца, проявляющимся, как творческий потенциал, как символ преобразования.

    В тот момент, когда завершается цикл Шива не сидит на Кайласе, не страдает от голода или ухищренной позы, не толкает себя или других на страдания. А напротив, его лицо спокойно и мысли безмятежны. По словам испанцев, его действия являются воплощением радости, и я согласна с ними.

    Вполне вероятно, что перевоплощение собственной личности нам доступно лишь через муки и метания, а в образном смысле через радость и удовольствие. Изменив старые взгляды, мы сможем относиться к этому процессу не как к жертвоприношению и очищению, а как к постижению новых внутренних потенциалов. Может быть, действие Шивы и проявляется в умении воспринимать каждый из циклов по развитию собственной личности, как естественный, а потому приятный жизненный процесс.

    Может и быть так, что смысл мифов о Шиве не в учении нас приклоняться его изображению, а, именно в том, чтобы обрести его внутри себя?

    Возможно все.



    Добавить комментарий к публикации "О разрушении, трансформации и полубоге внутри меня":
    Введите ваше имя:

    Комментарий:

    Защита от спама - решите пример:

    Другие статьи по теме:
     Воздействие на психическую сферу
     Жить или не жить?
     Гипноз. Что это?
     Принудительный энерго-информационный обмен
     Психокоррекция себя